Подход с
позиции выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически
четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек
зрения. Это школы научного управления, административного управления,
человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или
количественных методов.
Попытки применить теоретические открытия школ на
практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично
правильными.
Тем не менее, каждая школа
внесла значительный вклад в данную область.
Создатели школы научного
управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ
можно определить лучшие способы выполнения задач. Научное управление не
пренебрегало человеческим фактором (материальное стимулирование для улучшения
производительности, обучение работников), и выступало в защиту отделения
управленческих функции обдумывания и планирования от фактического выполнения
работ. Благодаря этой концепции, управление стало широко признаваться как
самостоятельная область научных исследований.
Специалисты административной
школы начали вырабатывать подходы к совершенствованию управления
организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных
принципов управления. Эти принципы
затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной
системы управления организацией. Вторым - построение структуры организации и
управление работниками.
Школа человеческих отношений сосредоточилась на методах налаживания
межличностных отношений. А основной целью школы
поведенческих наук было повышение эффективности организации за счет
повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Сторонники школы
науки управления пытались с помощью моделирования найти оптимальные решения
стоящих перед организацией проблем.
Создатели школы научного
управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ
можно определить лучшие способы выполнения задач. Научное управление не
пренебрегало человеческим фактором (материальное стимулирование для улучшения
производительности, обучение работников), и выступало в защиту отделения
управленческих функции обдумывания и планирования от фактического выполнения работ.
Благодаря этой концепции, управление стало широко признаваться как
самостоятельная область научных исследований.
Специалисты административной
школы начали вырабатывать подходы к совершенствованию управления
организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных
принципов управления. Эти принципы
затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной
системы управления организацией. Вторым - построение структуры организации и
управление работниками.
Школа человеческих отношений сосредоточилась на методах налаживания
межличностных отношений. А основной целью школы
поведенческих наук было повышение эффективности организации за счет
повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Сторонники школы науки управления пытались с
помощью моделирования найти оптимальные решения стоящих перед организацией
проблем.
Количественный подход к управлению. Математика, статистика,
инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в
теорию управления. Они послужили толчком к возникновению количественных теорий.
Сторонники этих теорий, опираясь на формализованные описания различных
ситуаций, пытались с помощью моделирования найти оптимальные решения стоящих
перед организацией проблем.
После
постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает
модель ситуации. Модель – это форма представления реальности. Обычно модель
упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают понимание
сложностей реальности.
После создания модели, переменным задаются
количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую
переменную и отношения между ними. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных
рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными
значениями. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов
в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям
операции конструировать математические модели возрастающей сложности, которые
наиболее близко приближаются к реальности
и, следовательно, являются более
точными.
Влияние количественного подхода было значительно
меньшим, чем влияние бихевиористского подхода, отчасти потому, что гораздо
большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих
отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются
предметом исследования операции.