Четверг, 09.05.2024, 07:38 | RSS
В помощь студенту
"Финансы и кредит"
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Финансы и кредит [50]
Бухгалтерский учет, анализ и аудит [0]
Менеджмент организации [13]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 221
Реклама
Статистика
Rambler's Top100

Каталог статей


Главная » Статьи » Менеджмент организации

Этика управления
       Например, большинство американцев, швейцарцев, жителей других стран Западной Европы считают, что неэтично давать взят­ку иностранному чиновнику ради получения контракта. Однако при­знание этого не мешает юридически оправдывать такие действия за границей, поскольку они не нарушают законов США, Швейцарии и ряда других европейских стран. Законодательство этих стран раз­личается лишь в части того, за что можно давать взятки и относить ли суммы взяток на себестоимость производства или взятки иност­ранным чиновникам можно выплачивать только из прибыли. Представим теперь, что речь идет о контракте на закупку шкур леопардов для производства одежды. Люди, для которых важна за­щита диких животных, могут считать, что использование шкур ле­опардов неэтично. В этом случае неэтичной считается цель, поскольку подобные действия рассматриваются как неправильное поведение. Причем, поведение неправильно не потому, что противозаконно, а потому, что противоречит личным ценностям и является дей­ствием, которое не заслуживает одобрения.
      Действия, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные. Причем если закон несправедлив, противоречит эти­ческим принципам, то этичным будет не нарушать его, а добивать­ся отмены закона, противоречащего этическим принципам.
      Пример сомнительной этики представляют действия американс­кой компании «Менвилл», которая десятилетиями скрывала данные о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих компании. Суд штата Нью-Джерси в конечном счете установил, что корпора­ция «Менвилл» сознательно и хладнокровно приняла деловые реше­ния о непринятии защитных или восстановительных для здоровья мер, проявив полное пренебрежение относительно прав других людей. Суд потребовал, чтобы компания перевела 80% своих акций в соот­ветствующий фонд для выплаты из него компенсаций людям, предъя­вившим иск.
      Кроме высшего управленческого персонала, часто демонстри­рующих неэтичное поведение, любое лицо в организации может также действовать неэтично. Например, агенту по закупкам один из поставщиков предлагает ящик коньяка. Он имеет возможность ис­пользовать для себя лично то, что предназначено для организации, и унести это домой, поступив неэтично. Неэтичными действиями с явным нарушением закона являются фальсификация документов, сексуальные домогательства на работе, загрязнение окружающей среды, нарушения безопасности продукции и безопасности труда, многие другие действия.
      Тенденции следования этическим нормам противоречивы. С од­ной стороны, концепции социально-этичного маркетинга и все­общего управления качеством деятельности становятся основопо­лагающими для все большего числа организаций и предпринимате­лей. С другой стороны, практика неэтичных и даже противозакон­ных действий во многих странах расширяется.
      Причинами расширения неэтичной деловой практики амери­канские менеджеры считают: 1) конкурентную борьбу, которая от­тесняет на обочину этические соображения; 2) усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности в квартальных отчетах;3) неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководите­лей за этичное поведение; 4) общее снижение значения этики в обществе, что исподволь оправдывает неэтичное поведение на ра­бочем месте; 5) нажим со стороны руководителей на рядовых ра­ботников с целью нахождения ими компромисса между собствен­ными личными ценностями и ценностями управляющих.
      Следует отметить, что основное влияние на принятие неэтич­ных решений служащими оказывает поведение их руководителей.
      Российские менеджеры дополнительно указывают следующие причины неэтичной практики ведения дел:
  1) коррупция;
  2) вли­яние организованной преступности;
  3) низкая квалификация и  непрофессионализм менеджмента;
  4) несовершенство законодательства.
       Современные концепции успешного управления предполагают высокий уровень этичности поведения. Поэтому организации предпринимают меры в целях повышения этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этических нормативов, создание в организациях ко­миссий или комитетов по этике, проведение социальных реви­зий и обучение этичному поведению.
      Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны придер­живаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются для формирования целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения рекомендаций по принятию решений. Например, этические нормативы фирмы ИБМ устанавливают, что фирма «ожидает от каждого своего работника в каждом конк­ретном случае действий в соответствии с высшими стандартами ведения бизнеса».
      Этические стандарты обычно запрещают взятки, вымогательство, подарки, выплаты соучастнику части незаконно полученных денег, конфликты на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов предприятия, использо­вание информации, полученной в доверительной беседе от коллег по работе, незаконные выплаты политическим организациям, противо­правное поведение ради интересов предприятия. Обычно организации доводят этические нормативы до своих работников в письменном виде, некоторые создают рабочие группы по этическим нормативам.
      Высший менеджмент российских предприятий ставит на пер­вое место такие этические требования, как порядочность и надеж­ность в деле. При разработке этических нормативов в многонациональных организациях следует учитывать преобладающее отношение к взятке и подарку в других культурах. В некоторых странах правительствен­ные чиновники привыкли и ждут денежных подношений для стиму­лирования деятельности. Организациям, ведущим дела в других стра­нах, следует продумывать этичное отношение к такой деятельности.
      Комитеты по этике. Некоторые организации создают постоянные комиссии или комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов — руководители выс­шего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике предпринимательства. Роль такого специалиста — выработка суждения по этическим вопросам, связан­ным с действиями организации и действиями внутри организации.
      Социальные ревизии предложены для оценки и составления отче­тов о социальном влиянии действий и программ организации. Сто­ронники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организа­ции. Хотя некоторые предприятия пытались воспользоваться принци­пами социальной ревизии, проблемы измерения прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока не решены.
     Обучение этичному поведению. Еще один подход, используемый организациями для повышения показателей этичности поведения, — обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. При этом работников знакомят с деловой этикой и стараются повы­сить их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Включение этики как предмета в программы обуче­ния университетов является еще одной формой обучения этичному поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы.
      Сегодня организации во всем мире озабочены этикой больше, чем в прошлом, они предприняли конкретные шаги по внедрению этики в свою практику. Внедряя различные программы и методы, описанные выше, и добиваясь, чтобы руководители высокого уровня служили образцами этичного поведения, организации имеют воз­можность повысить свои этические стандарты.
Категория: Менеджмент организации | Добавил: nemo (17.01.2011)
Просмотров: 8248 | Теги: Этика управления | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Облако ссылок
Друзья сайта
- МФЮА
- Сайт МФЮА - МУГУ (РАИ)
- Для web-мастеров
Поделись ссылкой