Понедельник, 20.05.2024, 07:49 | RSS
В помощь студенту
"Финансы и кредит"
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Финансы и кредит [50]
Бухгалтерский учет, анализ и аудит [0]
Менеджмент организации [13]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 221
Реклама
Статистика
Rambler's Top100

Каталог статей


Главная » Статьи » Финансы и кредит

Теоретические основы налоговой системы в РФ.

Статья 5. Объекты налогообложения.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами...

Статья 7. Порядок установления налоговых ставок.

Налоговые ставки, за исключением ставок акцизов, устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти... ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации..."

В Законе "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" говорится, что "налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации (далее - налоговые органы)".[1]

Государственная налоговая служба Российской Федерации представляет собой единую независимую централизованную систему органов налогообложения и состоит из центрального органа и государственных налоговых инспекций по республикам, краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного подчинения) и районам в городах, которые являются юридическими лицами.

В Положении о Государственной налоговой службе записано, что ее главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.[2] Совместно с Минфином Госналогслужба РФ участвует в разработке налогового законодательства и налоговой политики. Ее центральный аппарат разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

В соответствии с вступившим в силу с 15 июля 1993 г. Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции" помимо Госналогслужбы РФ в России на правах Госкомитета действует и Департамент налоговой полиции РФ. Его задачами являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. В 1993 г. в казну поступило, по данным Министерства экономики, всего 65 - 70% от нормативного объема налогов.

Налоговую политику и налоговое законодательство разрабатывают и проводят в жизнь непосредственно Минфин и Госналогслужба РФ.

Налоговая система России по-прежнему имеет преимущественно фискальный характер, сам уровень налогообложения чрезвычайно высок, а заметное снижение налогового бремени в ближайшем будущем маловероятно в силу высоких экономических и социальных обязательств государства.

Поэтому в будущем от налоговой политики можно ожидать не столько понижения общего уровня налогообложения, хотя и это необходимо, сколько изменения налоговой системы за счет уменьшения числа налогов и упрощения налогового законодательства. Вероятно и ужесточение санкций за уклонение от уплаты налогов.[3] Возможно дальнейшее освобождение от налога прибыли, направляемой на капиталовложения, причем скорее в приоритетных отраслях, определенных Правительством на годы вперед. В этих целях может быть введена и дифференцированная шкала ставок налога на прибыль вместо нынешней "единой и справедливой" ставки. Прогрессирующее расслоение общества подталкивает и к использованию более прогрессивной шкалы налогов на доходы и имущество физических лиц. В результате можно ожидать снижения налогового бремени для предприятий при относительном повышении налогового бремени для состоятельной части населения.

Виды налогов.

В соответствии с Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" на территории России взимаются:[4]

- федеральные налоги;

- налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов, т. е. налоги субъектов Федерации или субъектные (региональные) налоги;

- местные налоги (районные, городские и т. д.).

Перечень этих налогов установлен указанным Законом и последующими к нему дополнениями.

Перечень налогов Российской Федерации:

1. Федеральные налоги

Устанавливаются законодательством РФ, включая размеры ставок, и взимаются по всей территории РФ:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 10% на продовольственные товары (кроме подакцизных) и детские товары (по перечню Правительства), 20% - на остальные товары (включая подакцизные) и услуги, импортные товары. Импортные товары, имеющие российские аналоги, на которые действует 10%-ная ставка, и сырье для их производства, импортные оборудование и приборы для научных исследований, технические средства для профилактики и реабилитации инвалидности (включая автомототранспорт), медикаменты, медицинская техника, сырье и комплектующие для их производства, товары гуманитарной помощи, аренда служебных и жилых помещений иностранными физическими и юридическими лицами (если подобные льготы существуют в отношении российских съемщиков) освобождены от НДС. Делится между федеральным и субъектными бюджетами, причем в пользу последних поступает от 20 до 50% НДС.

2. Специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей. Взимается путем добавления 3% к налогооблагаемой базе НДС. Две трети поступает в Федеральный бюджетный фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства РФ, а одна треть - в аналогичные фонды субъектов Федерации.

3. Акцизы. Ставки на импортные товары - ниже ставок на отечественные аналоги. Важнейшие подакцизные товары: бензин автомобильный, покрышки и камеры для шин к легковым автомобилям, спирт этиловый из пищевого сырья (кроме используемого для производства ликеро-водочных изделий и вин); грузовые автомобили, легковые автомобили. Акцизы делятся между федеральным и субъектными бюджетами.

4. Налог на операции с ценными бумагами (фондовый налог).

5. Таможенная пошлина.

6. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (горный налог). Направляются в специальный внебюджетный фонд РФ.

7. Платежи за пользование природными ресурсами (платежи за природные ресурсы). Платежи в местный бюджет за право на добычу углеводородного сырья - 30%, других ископаемых - 50%. Платежи за право добычи ископаемых из уникальных месторождений - по соглашению сторон - в федеральный и субъектные бюджеты. Платежи только в местные бюджеты: за право на поиск и разведку ископаемых, платежи за право пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

8. Подоходный налог с предприятий и организаций (налог на прибыль). Включает налог на превышение нормативного фонда оплаты труда. Делится между федеральным и субъектными бюджетами: 13% от прибыли идет в федеральный бюджет, оставшаяся часть (субъекты Федерации устанавливают ее самостоятельно, но в размере не более 25% прибыли предприятий и организаций и не более 30% прибыли банков и страховых компаний) идет в субъектные бюджеты.

9. Подоходный налог с физических лиц (подоходный налог). Взимается в размере 12% с годового дохода до 10 млн руб., за вычетом отчислений в Пенсионный фонд. Поступает в основном в субъектные бюджеты.

10. Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов (дорожный налог). Направляются в федеральный и во внебюджетные территориальные фонды, причем в последние поступает следующая часть (%): от налога на реализацию горюче-смазочных материалов - 28 (ставка налога - 7%), налога на пользователей автодорог - 75, налога с владельцев транспортных средств - 100, налога на приобретение автотранспортных средств - 100.

11. Транспортный налог. Взимается (кроме бюджетных предприятий, учреждений и организаций) в размере 1% от фонда оплаты труда.

12. Гербовый сбор. Взимается только в местные бюджеты.

13. Государственная пошлина (пошлина). Взимается только в местные бюджеты.

14. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения (налог на наследство или налог на дарение). Необлагаемый минимум стоимости имущества - 850-кратный размер минимальной заработной платы. При стоимости от 850- до 1700-кратной - для наследников и получателей даров 1-й, 2-й и 3-й очереди - соответственно 5, 10 и 20% от суммы, превышающей необлагаемый минимум.

15. Сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний.

16. Сбор за регистрацию банков и их филиалов. В 1999 г. предусматривается отменить федеральные налоги, указанные под номерами 2, 4, 12, 15 и, возможно, некоторые другие.

II. Налоги субъектов Федерации

Устанавливаются законодательством РФ, конкретные ставки определяются законодательством субъектов Федерации; взимаются по всей территории РФ.

1. Налог на имущество предприятий (налог на имущество). Направляется поровну в субъектные и местные бюджеты. Не более 1% от базы налогообложения. Этот налог не платят учреждения Центрального банка и все инвестиционные фонды

2. Лесной доход.

3. Плата за воду из водохозяйственных систем (плата за воду).

4. Целевой сбор на нужды образовательных учреждений (сбор на образование). С юридических лиц - не более 1% от годового фонда заработной платы. Устанавливается законодательством субъектов Федерации.

5. Сбор за регистрацию предприятий.

III. Местные налоги

Устанавливаются законодательством РФ, конкретные ставки определяются и вводятся местными органами власти.

1. Налог на имущество физических лиц (налог на имущество). Не более 0,1% от инвентаризационной стоимости строения или суммы обязательного государственного страхования.

2. Земельный налог (плата за землю). Входит в состав себестоимости продукции.

3. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

4. Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне. Поступает в бюджеты районов и городов в курортной местности. В сельской местности - равными долями - в бюджеты: местные, районные и субъектов Федерации.

5. Курортный сбор. Взимается с посетителей курортной зоны - не более 5% от минимальной заработной платы.

6. Сбор за право торговли (сбор за торговлю).

7. Целевые сборы с физических и юридических лиц на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели (сбор на благоустройство). Составляет не более 3% от 12-кратной минимальной месячной оплаты труда - для физических лиц, не более 1% годового фонда заработной платы исходя из минимальной оплаты - для юридических лиц.

8. Налог на рекламу. Составляет не более 5% стоимости рекламных услуг.

9. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров (налог на перепродажу). Составляет не более 10% стоимости сделки.

10. Сбор с владельцев неслужебных собак (сбор за собак). Взимается с физических лиц - владельцев собак в городах. Не более 1/7 минимальной месячной оплаты труда в год.

11. Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями (сбор за торговлю алкоголем). Составляет с юридических лиц 50, с физических - 25 размеров минимальной заработной платы за год. При торговле с временных торговых точек, обслуживающих вечера, гулянья и т. п„- 50% минимальной месячной оплаты труда за каждый день торговли.

12. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей (сбор за лотереи и аукционы). Составляет с устроителей - не более 10% стоимости заявленных к аукциону товаров и лотерейных билетов.

13. Сбор за выдачу ордера на квартиру (сбор за квартиру). Составляет с физических лиц - не более 75% от минимальной месячной заработной платы в зависимости от площади и качества. отдельной квартиры.

14. Сбор за парковку автотранспорта (сбор за парковку). Взимается только на специально оборудованных стоянках.

15. Сбор за право использования местной символики: гербов, видов городов, местностей, исторических памятников и т. п. (сбор за символику). Взимается с производителей товаров и услуг - не более 0,5% стоимости реализованной продукции.

16. Сбор за участие в бегах на ипподромах (сбор за лошадей). Взимается с юридических и физических лиц, выставляющих своих лошадей на бега коммерческого характера.

17. Сбор за выигрыш на бегах (сбор за выигрыш). Составляет не более 5% выигрыша на тотализаторе.

18. Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподромах (сбор за тотализатор). Составляет не более 5% платы за участие в игре.

19. Сбор со сделок, совершаемых на биржах (биржевой сбор). Составляет не более 0,1% суммы сделки с каждого из участников (кроме операций с ценными бумагами).

20. Сбор за право проведения кино- и телесъемок (кино- и телесбор). Взимается с коммерческих кино- и телеорганизаций за организационные мероприятия, проводимые с помощью местных властей.

21. Сбор за уборку территории населенных пунктов (сбор за уборку). Взимается с владельцев строений.

22. Сбор за открытие игорного бизнеса (на установку игорных автоматов и другого оборудования с вещевыми и денежными выигрышами, карточных столов, рулетки и др.). Взимается с физических и юридических, лиц - собственников игорных средств.

23. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Составляет с юридических лиц - не более 1,5% от реализованной продукции предприятий, кроме имеющих такие объекты.

Однако в реальности перечень обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды намного шире, прежде всего за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды специального назначения, а также десятков новых местных налогов (сверх 23, установленных законом).[5] Международные организации - например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - рекомендуют обязательные платежи социального назначения (социальные взносы, взносы на социальное страхование) считать тоже налогами, что и делает большинство стран, по крайней мере развитых. В России подобные обязательные платежи составляют треть получаемых бюджетами и внебюджетными фондами поступлений.



[1] Без фундамента дом не построить. О проблеме введения налогового учета // Экономика и жизнь, 1996. № 31.,стр.9.

[2] Какой быть налоговой системе России // Бухгалтерский учет, 1999. № 11.,стр.42.

[3] Горский И. К разговору о качестве налогов // Экономика и жизнь, 1997, № 12.,стр.12.

[4] Основы налогового права. Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Пепеляева, М.: Инвест Фонд, 1995.,стр.54.

[5] Шнейдман Л. Бухгалтерский учет и налогообложение // Бухгалтерский учет, 1995. № 5.,стр.26.

Категория: Финансы и кредит | Добавил: nemo (06.10.2009)
Просмотров: 2313 | Теги: теория налогообложение, налоговая система | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Облако ссылок
Друзья сайта
- МФЮА
- Сайт МФЮА - МУГУ (РАИ)
- Для web-мастеров
Поделись ссылкой