Объектами
налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров,
отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами,
пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц,
передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие
объекты, установленные законодательными актами...
Статья 7. Порядок
установления налоговых ставок.
Налоговые ставки, за
исключением ставок акцизов, устанавливаются Верховным Советом Российской
Федерации и другими органами государственной власти... ставки акцизов
утверждаются Правительством Российской Федерации..."
В Законе "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" говорится, что
"налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учет в
органах Государственной налоговой службы Российской Федерации (далее -
налоговые органы)".[1]
Государственная
налоговая служба Российской Федерации представляет собой единую независимую
централизованную систему органов налогообложения и состоит из центрального
органа и государственных налоговых инспекций по республикам, краям, областям,
автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного
подчинения) и районам в городах, которые являются юридическими лицами.
В Положении о
Государственной налоговой службе записано, что ее главной задачей является
контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления
и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.[2]
Совместно с Минфином Госналогслужба РФ участвует в разработке налогового
законодательства и налоговой политики. Ее центральный аппарат разрабатывает
формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с
исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.
В соответствии с
вступившим в силу с 15 июля 1993 г. Законом РФ "О федеральных органах
налоговой полиции" помимо Госналогслужбы РФ в России на правах Госкомитета
действует и Департамент налоговой полиции РФ. Его задачами являются выявление,
предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций,
защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных
обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых
органах. В 1993 г. в казну поступило, по данным Министерства экономики, всего
65 - 70% от нормативного объема налогов.
Налоговую политику и
налоговое законодательство разрабатывают и проводят в жизнь непосредственно
Минфин и Госналогслужба РФ.
Налоговая система России
по-прежнему имеет преимущественно фискальный характер, сам уровень
налогообложения чрезвычайно высок, а заметное снижение налогового бремени в
ближайшем будущем маловероятно в силу высоких экономических и социальных
обязательств государства.
Поэтому в будущем от
налоговой политики можно ожидать не столько понижения общего уровня
налогообложения, хотя и это необходимо, сколько изменения налоговой системы за
счет уменьшения числа налогов и упрощения налогового законодательства. Вероятно
и ужесточение санкций за уклонение от уплаты налогов.[3] Возможно
дальнейшее освобождение от налога прибыли, направляемой на капиталовложения,
причем скорее в приоритетных отраслях, определенных Правительством на годы
вперед. В этих целях может быть введена и дифференцированная шкала ставок
налога на прибыль вместо нынешней "единой и справедливой" ставки.
Прогрессирующее расслоение общества подталкивает и к использованию более
прогрессивной шкалы налогов на доходы и имущество физических лиц. В результате
можно ожидать снижения налогового бремени для предприятий при относительном
повышении налогового бремени для состоятельной части населения.
В соответствии с Законом
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" на территории
России взимаются:[4]
- федеральные налоги;
- налоги республик в
составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области,
автономных округов, т. е. налоги субъектов Федерации или субъектные
(региональные) налоги;
- местные налоги
(районные, городские и т. д.).
Перечень этих налогов
установлен указанным Законом и последующими к нему дополнениями.
Перечень налогов
Российской Федерации:
1. Федеральные налоги
Устанавливаются
законодательством РФ, включая размеры ставок, и взимаются по всей территории
РФ:
1. Налог на добавленную
стоимость (НДС) в размере 10% на продовольственные товары (кроме подакцизных) и
детские товары (по перечню Правительства), 20% - на остальные товары (включая
подакцизные) и услуги, импортные товары. Импортные товары, имеющие российские
аналоги, на которые действует 10%-ная ставка, и сырье для их производства,
импортные оборудование и приборы для научных исследований, технические средства
для профилактики и реабилитации инвалидности (включая автомототранспорт),
медикаменты, медицинская техника, сырье и комплектующие для их производства, товары
гуманитарной помощи, аренда служебных и жилых помещений иностранными
физическими и юридическими лицами (если подобные льготы существуют в отношении
российских съемщиков) освобождены от НДС. Делится между федеральным и
субъектными бюджетами, причем в пользу последних поступает от 20 до 50% НДС.
2. Специальный налог с
предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших
отраслей. Взимается путем добавления 3% к налогооблагаемой базе НДС. Две трети
поступает в Федеральный бюджетный фонд финансовой поддержки важнейших отраслей
народного хозяйства РФ, а одна треть - в аналогичные фонды субъектов Федерации.
3. Акцизы. Ставки на
импортные товары - ниже ставок на отечественные аналоги. Важнейшие подакцизные
товары: бензин автомобильный, покрышки и камеры для шин к легковым автомобилям,
спирт этиловый из пищевого сырья (кроме используемого для производства
ликеро-водочных изделий и вин); грузовые автомобили, легковые автомобили.
Акцизы делятся между федеральным и субъектными бюджетами.
4. Налог на операции с
ценными бумагами (фондовый налог).
5. Таможенная пошлина.
6. Отчисления на
воспроизводство минерально-сырьевой базы (горный налог). Направляются в
специальный внебюджетный фонд РФ.
7. Платежи за
пользование природными ресурсами (платежи за природные ресурсы). Платежи в
местный бюджет за право на добычу углеводородного сырья - 30%, других
ископаемых - 50%. Платежи за право добычи ископаемых из уникальных
месторождений - по соглашению сторон - в федеральный и субъектные бюджеты.
Платежи только в местные бюджеты: за право на поиск и разведку ископаемых,
платежи за право пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных
ископаемых.
8. Подоходный налог с
предприятий и организаций (налог на прибыль). Включает налог на превышение
нормативного фонда оплаты труда. Делится между федеральным и субъектными
бюджетами: 13% от прибыли идет в федеральный бюджет, оставшаяся часть (субъекты
Федерации устанавливают ее самостоятельно, но в размере не более 25% прибыли
предприятий и организаций и не более 30% прибыли банков и страховых компаний)
идет в субъектные бюджеты.
9. Подоходный налог с
физических лиц (подоходный налог). Взимается в размере 12% с годового дохода до
10 млн руб., за вычетом отчислений в Пенсионный фонд. Поступает в основном в
субъектные бюджеты.
10. Налоги, служащие
источниками образования дорожных фондов (дорожный налог). Направляются в
федеральный и во внебюджетные территориальные фонды, причем в последние
поступает следующая часть (%): от налога на реализацию горюче-смазочных материалов
- 28 (ставка налога - 7%), налога на пользователей автодорог - 75, налога с
владельцев транспортных средств - 100, налога на приобретение автотранспортных
средств - 100.
11. Транспортный налог.
Взимается (кроме бюджетных предприятий, учреждений и организаций) в размере 1%
от фонда оплаты труда.
12. Гербовый сбор.
Взимается только в местные бюджеты.
13. Государственная
пошлина (пошлина). Взимается только в местные бюджеты.
14. Налог с имущества,
переходящего в порядке наследования и дарения (налог на наследство или налог на
дарение). Необлагаемый минимум стоимости имущества - 850-кратный размер
минимальной заработной платы. При стоимости от 850- до 1700-кратной - для
наследников и получателей даров 1-й, 2-й и 3-й очереди - соответственно 5, 10 и
20% от суммы, превышающей необлагаемый минимум.
15. Сбор за
использование наименований "Россия", "Российская Федерация"
и образованных на их основе слов и словосочетаний.
16. Сбор за регистрацию
банков и их филиалов. В 1999 г. предусматривается отменить федеральные налоги,
указанные под номерами 2, 4, 12, 15 и, возможно, некоторые другие.
II. Налоги субъектов
Федерации
Устанавливаются
законодательством РФ, конкретные ставки определяются законодательством
субъектов Федерации; взимаются по всей территории РФ.
1. Налог на имущество
предприятий (налог на имущество). Направляется поровну в субъектные и местные
бюджеты. Не более 1% от базы налогообложения. Этот налог не платят учреждения
Центрального банка и все инвестиционные фонды
2. Лесной доход.
3. Плата за воду из водохозяйственных
систем (плата за воду).
4. Целевой сбор на нужды
образовательных учреждений (сбор на образование). С юридических лиц - не более
1% от годового фонда заработной платы. Устанавливается законодательством
субъектов Федерации.
5. Сбор за регистрацию
предприятий.
III. Местные налоги
Устанавливаются
законодательством РФ, конкретные ставки определяются и вводятся местными
органами власти.
1. Налог на имущество
физических лиц (налог на имущество). Не более 0,1% от инвентаризационной
стоимости строения или суммы обязательного государственного страхования.
2. Земельный налог
(плата за землю). Входит в состав себестоимости продукции.
3. Регистрационный сбор
с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
4. Налог на
строительство объектов производственного назначения в курортной зоне. Поступает
в бюджеты районов и городов в курортной местности. В сельской местности -
равными долями - в бюджеты: местные, районные и субъектов Федерации.
5. Курортный сбор.
Взимается с посетителей курортной зоны - не более 5% от минимальной заработной
платы.
6. Сбор за право
торговли (сбор за торговлю).
7. Целевые сборы с
физических и юридических лиц на содержание милиции, благоустройство территории
и другие цели (сбор на благоустройство). Составляет не более 3% от 12-кратной
минимальной месячной оплаты труда - для физических лиц, не более 1% годового
фонда заработной платы исходя из минимальной оплаты - для юридических лиц.
8. Налог на рекламу.
Составляет не более 5% стоимости рекламных услуг.
9. Налог на перепродажу
автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров (налог на
перепродажу). Составляет не более 10% стоимости сделки.
10. Сбор с владельцев
неслужебных собак (сбор за собак). Взимается с физических лиц - владельцев
собак в городах. Не более 1/7 минимальной месячной оплаты труда в год.
11. Лицензионный сбор за
право торговли винно-водочными изделиями (сбор за торговлю алкоголем).
Составляет с юридических лиц 50, с физических - 25 размеров минимальной
заработной платы за год. При торговле с временных торговых точек, обслуживающих
вечера, гулянья и т. п„- 50% минимальной месячной оплаты труда за каждый день
торговли.
12. Лицензионный сбор за
право проведения местных аукционов и лотерей (сбор за лотереи и аукционы).
Составляет с устроителей - не более 10% стоимости заявленных к аукциону товаров
и лотерейных билетов.
13. Сбор за выдачу
ордера на квартиру (сбор за квартиру). Составляет с физических лиц - не более
75% от минимальной месячной заработной платы в зависимости от площади и качества.
отдельной квартиры.
14. Сбор за парковку
автотранспорта (сбор за парковку). Взимается только на специально оборудованных
стоянках.
15. Сбор за право
использования местной символики: гербов, видов городов, местностей,
исторических памятников и т. п. (сбор за символику). Взимается с производителей
товаров и услуг - не более 0,5% стоимости реализованной продукции.
16. Сбор за участие в
бегах на ипподромах (сбор за лошадей). Взимается с юридических и физических
лиц, выставляющих своих лошадей на бега коммерческого характера.
17. Сбор за выигрыш на
бегах (сбор за выигрыш). Составляет не более 5% выигрыша на тотализаторе.
18. Сбор с лиц,
участвующих в игре на тотализаторе на ипподромах (сбор за тотализатор).
Составляет не более 5% платы за участие в игре.
19. Сбор со сделок,
совершаемых на биржах (биржевой сбор). Составляет не более 0,1% суммы сделки с
каждого из участников (кроме операций с ценными бумагами).
20. Сбор за право
проведения кино- и телесъемок (кино- и телесбор). Взимается с коммерческих
кино- и телеорганизаций за организационные мероприятия, проводимые с помощью
местных властей.
21. Сбор за уборку
территории населенных пунктов (сбор за уборку). Взимается с владельцев
строений.
22. Сбор за открытие
игорного бизнеса (на установку игорных автоматов и другого оборудования с
вещевыми и денежными выигрышами, карточных столов, рулетки и др.). Взимается с
физических и юридических, лиц - собственников игорных средств.
23. Налог на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Составляет с юридических
лиц - не более 1,5% от реализованной продукции предприятий, кроме имеющих такие
объекты.
Однако в реальности
перечень обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды намного шире,
прежде всего за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды специального
назначения, а также десятков новых местных налогов (сверх 23, установленных
законом).[5]
Международные организации - например, Организация экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР) - рекомендуют обязательные платежи социального назначения
(социальные взносы, взносы на социальное страхование) считать тоже налогами,
что и делает большинство стран, по крайней мере развитых. В России подобные
обязательные платежи составляют треть получаемых бюджетами и внебюджетными
фондами поступлений.
[1]Без фундамента дом не построить. О проблеме
введения налогового учета // Экономика и жизнь, 1996. № 31.,стр.9.
[2]Какой быть налоговой системе России //
Бухгалтерский учет, 1999. № 11.,стр.42.
[3]Горский И. К разговору о качестве налогов //
Экономика и жизнь, 1997, № 12.,стр.12.
[4]Основы налогового права. Учебно-методическое
пособие / Под ред. С. Пепеляева, М.: Инвест Фонд, 1995.,стр.54.
[5]Шнейдман Л. Бухгалтерский учет и
налогообложение // Бухгалтерский учет, 1995. № 5.,стр.26.