Контроллинг постепенно становится современным
механизмом повышения эффективности управления хозяйствующими субъектами. При
этом акцент делается на повышение его влияния при принятии управленческих
решений, особенно в системе социально-экономического развития корпоративных
организаций.
Внедрение системы контроллинга способствует
совершенствованию всего процесса управления организацией, создает реальные
возможности для его оптимизации.
Наиболее точным стало определение Дитера Хана –
контроллинг- автоматизированная система управления управлением, из чего
следует, что контроллинг основывается на трех компонентах: экономической
системе, управлении, информационной системе. Наличие этих трех составляющих
подтверждается историческими этапами развития контроллинга, на протяжении которых
сменялись приоритеты и ориентации концепции:
- система учета (1930-е гг.);
- управленческая информационная система (1970-1980-е
гг.);
- система управления.
Цель функционирования экономической системы –
увеличение прибыли. Сложная система представляет собой совокупность подсистем,
для выявления которых чаще всего используется структурная декомпозиция. В
соответствии с международной практикой выделяют следующие функциональные
области: маркетинг, НИОКР, снабжение, производство, сбыт, финансы, персонал.
Функциональные области характеризуют предметную область, которая, в свою
очередь, описывается перечнем объектов, их свойствами и методами, связями.