Понедельник, 20.05.2024, 10:31 | RSS
В помощь студенту
"Финансы и кредит"
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Финансы и кредит [50]
Бухгалтерский учет, анализ и аудит [0]
Менеджмент организации [13]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 221
Реклама
Статистика
Rambler's Top100

Каталог статей


Главная » Статьи » Финансы и кредит

Понятие и инструменты анализа доходов, расходов и финансовых результатов деятельности организации.

Финансовый анализ доходов, расходов и финансовых результатов базируется на всесторонней диагностике финансовой и хозяйственной деятельности предприятия по результатам статистической отчётности и бухгалтерского баланса.

Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями.

Относительный показатель – уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой доходность, или прибыльность, производственно-торгового процесса. Её величина измеряется уровнем рентабельности.

Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным соотношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции.

Уровень рентабельности предприятий торговли и общественного питания определяется процентным соотношением прибыли от реализации товаров (продукции общественного питания) к товарообороту [7, c. 61].

В процессе анализа изучают динамику изменения объёма чистой прибыли, уровня рентабельности и факты, их определяющие. Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются объем выручки от реализации продукции, уровень себестоимости, уровень рентабельности, доходы от внереализационных операций, расходы по внереализационным операциям, величина налога на прибыль и других налогов, выплачиваемых из прибыли.

Анализ доходности хозяйствующего субъекта проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом.

В современных условиях сильных инфляционных процессов важно обеспечить сопоставимость показателей и исключить влияние их на повышение цен. Анализ проводится по данным работы за год.

На величину себестоимости влияют различные факторы, которые можно свести в две группы [18, c. 145]:

Первая группа – внешние факторы, отражающие общий уровень развития экономики страны и не зависящий от деятельности хозяйствующего субъекта. Влияние этой группы факторов проявляется в уровне цен на сырьё, товары, материалы, оборудование, энергоносители, тарифах на транспорт, воду и другие материальные услуги, ставках арендной платы, нормах амортизационных отчислений, отчислений на государственное социальное страхование, на медицинское страхование и т. д.;

Вторая группа – внутренние факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности хозяйствующего субъекта, с предпринимательской активностью. К ним относятся объём выручки от реализации, формы и системы оплаты труда, повышение производительности труда, улучшение использования основных фондов и оборотных средств.

Анализ себестоимости целесообразно проводить в двух направлениях:

- изучение общего уровня себестоимости и факторов, влияющих на размер всех или большинства элементов затрат;

- анализ отдельных видов затрат с целью выявления резервов экономии по конкретным элементам затрат.

На уровень себестоимости продукции большое влияние оказывает выручка от реализации продукции. Все затраты по отношению к объему выручки можно разделить на две группы: условно-постоянные и переменные.

Расчёт точки безубыточности можно производить аналитическим методом. Он заключается в определении минимального объёма от реализации продукции, при котором уровень рентабельности хозяйствующего субъекта будет больше 0,00 % [9, c. 56].

       T min = И пост   х  Т / Т – И пер,                                                                            (1)

где Тmin – минимальный объём выручки, при котором уровень рентабельности больше 0,00%, руб.;

       И пост – сумма условно-постоянных затрат, руб.;

       И пер – сумма переменных затрат, руб.;    

       Т – выручка от реализации продукции, руб.

После общего анализа уровня себестоимости необходимо сделать анализ изменения затрат по каждому элементу. Основное внимание  при этом обращается на соответствие фактических затрат установленным нормам и нормативным показателям, выявление имеющихся возможностей и резервов экономии затрат по отдельным элементам себестоимости.

Финансово-устойчивым является предприятие, которое за счёт собственных средств покрывает средства, вложенные  в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам.

Главным в финансовой деятельности является правильная организация и использование оборотных средств. Поэтому в процессе анализа финансового состояния вопросам рационального использования оборотных средств уделяется основное внимание.

Затем изучаются в отдельности динамика и структура собственных оборотных средств и кредиторская задолженность. Источники образования собственных средств является уставной капитал, отчисления от прибыли (в резервный фонд, в фонды специального назначения: фонд накопления и фонд потребления); целевые финансирование и поступления, арендные обязательства, вклады учредителей.

Целевое финансирование и поступления представляют собой источник средств предприятия, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения: на содержание детских учреждений и др. Средства для осуществления мероприятий целевого назначения поступают от родителей на содержание детей в детских учреждениях, от других хозяйствующих субъектов.

В целях углубления анализа движения кредиторской задолженности и финансового состояния необходимо выявить и проанализировать динамику неоправданной кредиторской задолженности [19, c. 239].

При анализе доходов, расходов и финансовых результатов целесообразно изучить правильность использования собственных оборотных средств и выявить их иммобилизацию. Иммобилизация собственных оборотных средств означает применение этих средств не по назначению, то есть в основные средства, нематериальные активы и финансовые долгосрочные вложения.

В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект самостоятельно распоряжается своими собственными и привлечёнными средствами. Поэтому анализ иммобилизации собственных оборотных средств проводится только при резком уменьшении собственных средств за отчётный период [21, c. 79].

Следующим этапом анализа является выявление платёжеспособности хозяйствующего субъекта. Анализ платёжеспособности осуществляется путём соизмерения наличия и поступления средств с платежами первой необходимости.

Наиболее чётко платежеспособность выявляется при анализе её за относительно короткий срок (неделю, полмесяца). Платёжеспособность выражается через коэффициент платежеспособности, представляющий собой отношение в наличии денежных сумм к сумме срочных платежей на определённую дату или за определённый период. Под кредитоспособностью хозяйствующего субъекта понимают наличие у него предпосылок для получения кредита и способность возвратить его в срок. Кредитоспособность заёмщика характеризует его аккуратность при расчётах по ранее полученным кредитам, его текущим финансовым состоянием и перспективами изменения, способностью при необходимости мобилизировать денежные средства из различных источников. Ликвидность хозяйствующего субъекта – это способность его быстро погашать свою задолженность. Она определяется соотношением величины задолженности и ликвидных средств, то есть средств, которые могут быть использованы для погашения долгов (наличные деньги, денежные депозиты, ценные бумаги, реализуемые элементы оборотных средств и др.). По существу ликвидность хозяйствующего субъекта означает  ликвидность его баланса. Ликвидность баланса выражается в степени покрытия обязательств хозяйствующего субъекта его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность означает безусловную платёжеспособность хозяйствующего субъекта и предполагает постоянное равенство между активами и обязательствами как по общей сумме, так и по срокам наступления.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы. Определение прибыли связано с получением валового дохода предприятия от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. В этом случае валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат и представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, включая в себя оплату труда и прибыль.
Категория: Финансы и кредит | Добавил: nemo (06.10.2009)
Просмотров: 2820 | Комментарии: 1 | Теги: деятельности организации, прибыльность. безубыточность, заёмщики | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Облако ссылок
Друзья сайта
- МФЮА
- Сайт МФЮА - МУГУ (РАИ)
- Для web-мастеров
Поделись ссылкой