В 1993 г. все сборы и поступления, которые собирало государство в бюджет и в государственные внебюджетные фонды, составили примерно 48% ВВП (в начале 90-х гг. аналогичный показатель составил для США - 30, Японии - 31, Германии, Великобритании, Франции, Италии - 37-44%). Впрочем, в Норвегии, Голландии, Израиле, т. е. странах с традиционно сильной ролью государства, этот показатель также превышает 45%, а в Швеции, Дании, Венгрии он перевалил за 50%.
Однако для стран с высоким уровнем налогообложения характерны не только высокие налоги на прибыль предприятий и взносы на социальное страхование (эти виды налогов уплачивают юридические лица), но намного большие, чем в России, налоги с физических лиц. Иначе говоря, налоговое бремя там распределено более равномерно между предприятиями и населением.
Для большинства юридических лиц в России ведущими налогами являются налог на прибыль и НДС. Причем в России НДС взимается не классическим способом (когда налоговой базой служит добавленная стоимость), а как фиксированный процент с доходов или стоимости продукции. По сравнению с классическим этот способ увеличивает объем НДС примерно в полтора раза. Объем НДС на импортные товары также увеличивается из-за того, что в налоговую базу включается не только стоимость ввезенного товара, но и таможенная пошлина и акциз. В результате российский НДС по сути ближе к применявшемуся ранее в СССР налогу с оборота (в мире обычно применяется под названием налога на покупки, или налога на продажи в розничной торговле).
Что касается налогов с физических лиц, то прямые налоги с них в России относительно невелики, подавляющая часть граждан уплачивает в основном подоходный налог по минимальной ставке 12%. Намного больше они платят косвенных налогов, т. е. устанавливаемых в виде надбавки к цене или тарифу на потребительские товары или услуги. Это прежде всего таможенные пошлины, акцизы и НДС. Формально НДС уплачивается а бюджет производителем (продавцом) товара или услуги, но он закладывает эти выплаты в цену своего товара или услуги, перенося эту надбавку на кошелек конечного покупателя2.
Высокий уровень налогового бремени свидетельствует, что в России налоги выполняют не столько регулирующую и перераспределительную, сколько фискальную функцию. Можно сделать и вывод о том, что очень высокий уровень налогообложения в России является одним из главных минусов нашей страны в глазах потенциальных зарубежных инвесторов.