Бюджетный федерализм, как объективная системно
организованная совокупность денежных потоков и фондов финансовых ресурсов
характеризуется рядом свойств и особенностей: специфическими субъектами,
направленностью бюджетных потоков, потенциалом и интенсивностью межбюджетных
связей, наличием той или иной причинной обусловленности трансфертов, признаками
их повторяемости, воспроизводимости и замкнутости.
Различают две основных концепции реализации бюджетного
федерализма отличающихся бюджетной политикой выраженной в законах о федеральном
и региональном бюджетах.
Первая концепция бюджетного федерализма характеризуется
адресностью бюджетных потоков, то есть определенностью физического или
юридического лица, получающего в конечном итоге бюджетные средства. Данная
концепция получила широкое развитие, например в США, где основной механизм
межбюджетных отношений - сеть социальных программ по борьбе с бедностью и
социальному страхованию.
Вторая концепция основана на организации межбюджетного
выравнивания вертикального (между уровнями бюджета) и горизонтального (по
разным регионам страны). Такой метод применяется в РФ.
Сущность бюджетного федерализма были заложены
Конституцией РФ и бюджетно-налоговым законодательством: разграничение бюджетной
системы на федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;
исключительные полномочия РФ в отношении федерального бюджета, федеральных
налогов и сборов, федеральных фондов регионального развития, совместное с
субъектами РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
самостоятельность субъектов Федерации в регулировании бюджета и бюджетной
системы субъекта Федерации; возможность взаимной передачи бюджетных полномочий
органами исполнительной власти; наделение законодательных органов субъектов
Федерации правом законодательной инициативы в области бюджетного устройства,
бюджетного процесса и бюджетно-налоговой политики; предоставление субъектам
Федерации через Совет Федерации Федерального Собрания бюджетных и финансовых
полномочий в рассмотрении федерального бюджета, федеральных налогов и сборов,
вопросов финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и
денежной эмиссии; юридическое отделение местных бюджетов (бюджетов органов
местного самоуправления) от государственной бюджетной и налоговой систем.
В Российской Федерации формируется особая национальная
система бюджетного федерализма. Общеэкономическими критериями российского
федерализма являются обеспечение единства и целостности государства, развитие и
капитализация единого российского рынка, выравнивание финансовой обеспеченности
регионов при стимулировании их заинтересованности в развитии собственной доходной
базы, демократизация межбюджетных отношений.
Продолжается реформирование межбюджетных отношений.
Основная часть финансовой помощи субъектам Российской Федерации распределяется
по единым объективным критериям. Улучшилось состояние бюджетов субъектов
Российской Федерации.
В 2003 году удалось существенно сократить
бремя государственного долга, вырос международный кредитный рейтинг России.
Восстановлено доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, которые
стали привлекаться на более длительные сроки и по более низкой, чем ранее,
цене.
Бюджетное регулирование— это
не декларация места и роли государства в решении важнейших проблем жизни
общества, а реальные обязательства, которые может взять на себя государство.
Несмотря на то, что вступил в силу Бюджетный кодекс РФ, введена в действие
первая часть Налогового кодекса РФ, развивается казначейская система,
совершенствуются межбюджетные отношения, причины затянувшегося бюджетного
кризиса не устранены, они постоянно воспроизводятся, о чем свидетельствуют
невыплата заработной платы работникам бюджетной сферы и пенсий пенсионерам.
Формирование системы межбюджетных отношений является на сегнодняшний день одной из
важнейших задач, стоящих перед Правительством. Отличительной особенностью 2004 года станет
углубленная подготовка к разграничению начиная с 2005 года доходных и расходных
полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Создание системы четкого и стабильного разграничения
доходных и расходных полномочий является необходимым условием приведения
государственных и муниципальных обязательств в соответствие с реально
имеющимися ресурсами для их исполнения. В итоге более эффективным станет
выполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления
своих функций, возрастет самостоятельность этих органов при проведении
бюджетной политики, усилится их ответственность за ее результаты, повысятся
качество и доступность бюджетных услуг, возникнут новые условия для устойчивого
экономического роста.
Для
стабилизации экономики и финансов необходимо проинятие следующих мер по
упорядочению межбюджетных отношений:
a.
утверждение новой
методики распределения финансовой поддержки регионов, устраняющей субъективизм
и обеспечивающей эффективное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов,
стимулирующей увеличение сбора налогов;
b.
инвентаризация и
жесткое регулирование региональных заимствований, обеспечивающее их целевой и
эффективный характер;
c.
обеспечение
прозрачности региональных бюджетов;
d.
отмена
взаимозачетов по бюджетам субъектов Федерации;
e.
заключение
договоров субъектов РФ об обслуживании в органах Федерального казначейства и
проведение через них денег по оплате за энергию и газ региональных
бюджетополучателей;
f.
консолидация в
региональные бюджеты внебюджетных фондов, стимулирование собственных налоговых
усилий через увязку объемов полученных трансфертов из ФФПР;
g.
обусловленность
представляемых трансфертов, в том числе отказ от предоставления трансфертов
регионам, использующим зачеты, накапливающим задолженность по заработной плате
работникам бюджетных организаций;
h.
особый порядок
отношений с высокодотационными регионами, включающий жесткие правила контроля
за разработкой, утверждением и исполнением их бюджетов;
i.
введение
механизма внешнего финансового управления для регионов, находящихся в состоянии
финансового кризиса;
j.
создание Фонда
региональных финансов для стимулирования усилий по оздоровлению региональных
финансов.
Для решения
проблемы бюджетного устройства Рф необходимо пересмотреть сложившиеся отношения
между бюджетами различных уровней, а также придерживаться следующих принципов:
a.
самостоятельность
бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления
собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их
расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных
или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на
компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими
органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот
только за счет собственных доходов и т. д.);
b.
законодательное
разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между
федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
c.
соответствие
финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям
(обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих
бюджетов);
d.
нормативно-расчетные
(формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления
финансовой помощи;
e.
наличие специальных
процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями
власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам
налогово-бюджетной политики.