Понедельник, 20.05.2024, 11:57 | RSS
В помощь студенту
"Финансы и кредит"
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Финансы и кредит [50]
Бухгалтерский учет, анализ и аудит [0]
Менеджмент организации [13]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 221
Реклама
Статистика
Rambler's Top100

Каталог статей


Главная » Статьи » Финансы и кредит

Бюджетный федерализм: понятие, модели. Межбюджетные отношения: понятие, принципы.
      Бюджетный федерализм, как объективная системно организованная совокупность денежных потоков и фондов финансовых ресурсов характеризуется рядом свойств и особенностей: специфическими субъектами, направленностью бюджетных потоков, потенциалом и интенсивностью межбюджетных связей, наличием той или иной причинной обусловленности трансфертов, признаками их повторяемости, воспроизводимости и замкнутости. Различают две основных концепции реализации бюджетного федерализма отличающихся бюджетной политикой выраженной в законах о федеральном и региональном бюджетах. Первая концепция бюджетного федерализма характеризуется адресностью бюджетных потоков, то есть определенностью физического или юридического лица, получающего в конечном итоге бюджетные средства. Данная концепция получила широкое развитие, например в США, где основной механизм межбюджетных отношений - сеть социальных программ по борьбе с бедностью и социальному страхованию. Вторая концепция основана на организации межбюджетного выравнивания вертикального (между уровнями бюджета) и горизонтального (по разным регионам страны). Такой метод применяется в РФ.  
      Сущность бюджетного федерализма были заложены Конституцией РФ и бюджетно-налоговым законодательством: разграничение бюджетной системы на федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты; исключительные полномочия РФ в отношении федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, федеральных фондов регионального развития, совместное с субъектами РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ; самостоятельность субъектов Федерации в регулировании бюджета и бюджетной системы субъекта Федерации; возможность взаимной передачи бюджетных полномочий органами исполнительной власти; наделение законодательных органов субъектов Федерации правом законодательной инициативы в области бюджетного устройства, бюджетного процесса и бюджетно-налоговой политики; предоставление субъектам Федерации через Совет Федерации Федерального Собрания бюджетных и финансовых полномочий в рассмотрении федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, вопросов финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; юридическое отделение местных бюджетов (бюджетов органов местного самоуправления) от государственной бюджетной и налоговой систем.
     В Российской Федерации формируется особая национальная система бюджетного федерализма. Общеэкономическими критериями российского федерализма являются обеспечение единства и целостности государства, развитие и капитализация единого российского рынка, выравнивание финансовой обеспеченности регионов при стимулировании их заинтересованности в развитии собственной доходной базы, демократизация межбюджетных отношений. Продолжается реформирование межбюджетных отношений. Основная часть финансовой помощи субъектам Российской Федерации распределяется по единым объективным критериям. Улучшилось состояние бюджетов субъектов Российской Федерации.
     В 2003 году удалось существенно сократить бремя государственного долга, вырос международный кредитный рейтинг России. Восстановлено доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, которые стали привлекаться на более длительные сроки и по более низкой, чем ранее, цене. Бюджетное регулирование— это не декларация места и роли государства в решении важнейших проблем жизни общества, а реальные обязательства, которые может взять на себя государство. Несмотря на то, что вступил в силу Бюджетный кодекс РФ, введена в дей­ствие первая часть Налогового кодекса РФ, развивается казначейская систе­ма, совершенствуются межбюджетные отношения, причины затянувшегося бюджетного кризиса не устранены, они постоянно воспроизводятся, о чем свидетельствуют невыплата заработной платы работникам бюджетной сферы и пенсий пенсионерам. Формирование  системы межбюджетных отношений  является на сегнодняшний день одной из важнейших задач, стоящих перед Правительством.
       Отличительной особенностью 2004 года станет углубленная подготовка к разграничению начиная с 2005 года доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Создание системы четкого и стабильного разграничения доходных и расходных полномочий является необходимым условием приведения государственных и муниципальных обязательств в соответствие с реально имеющимися ресурсами для их исполнения. В итоге более эффективным станет выполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления своих функций, возрастет самостоятельность этих органов при проведении бюджетной политики, усилится их ответственность за ее результаты, повысятся качество и доступность бюджетных услуг, возникнут новые условия для устойчивого экономического роста. Для стабилизации экономики и финансов необходимо проинятие следующих мер по упорядочению межбюджетных отношений: a.       утверждение новой методики распределения финансовой поддержки регионов, устраняющей субъективизм и обеспечивающей эффективное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, стимулирующей увеличение сбора налогов; b.      инвентаризация и жесткое регулирование региональных заимствований, обеспечивающее их целевой и эффективный характер;
c.       обеспечение прозрачности региональных бюджетов;
d.      отмена взаимозачетов по бюджетам субъектов Федерации;
e.       заключение договоров субъектов РФ об обслуживании в органах Федерального казначейства и проведение через них денег по оплате за энергию и газ региональных бюджетополучателей;
f.       консолидация в региональные бюджеты внебюджетных фондов, стимулирование собственных налоговых усилий через увязку объемов полученных трансфертов из ФФПР;
g.      обусловленность представляемых трансфертов, в том числе отказ от предоставления трансфертов регионам, использующим зачеты, накапливающим задолженность по заработной плате работникам бюджетных организаций;
h.      особый порядок отношений с высокодотационными регионами, включающий жесткие правила контроля за разработкой, утверждением и исполнением их бюджетов; i.        введение механизма внешнего финансового управления для регионов, находящихся в состоянии финансового кризиса;
j.        создание Фонда региональных финансов для стимулирования усилий по оздоровлению региональных финансов.
        Для решения проблемы бюджетного устройства Рф необходимо пересмотреть сложившиеся отношения между бюджетами различных уровней, а также придерживаться следующих принципов:
a.       самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т. д.);
b.      законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
c.       соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов); d.      нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи; e.       наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.
Категория: Финансы и кредит | Добавил: nemo (16.09.2010)
Просмотров: 5577 | Комментарии: 2 | Теги: модели. Межбюджетные отношения: пон, Бюджетный федерализм: понятие, принципы. | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Облако ссылок
Друзья сайта
- МФЮА
- Сайт МФЮА - МУГУ (РАИ)
- Для web-мастеров
Поделись ссылкой