Налоговая система РФ. Основные финансообразующие налоги и их характеристика.
Принципы построения
налоговой системы.
Принцип
обязательности. Этот
принцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты
налогов (затруднения уклонения от уплаты налогов, минимизация «теневой
экономики»).
Принцип
справедливости. Согласно
этому принципу идентифицируются и контролируются два условия — горизонтальная
справедливость, т. е. юридические и физические лица, находящиеся в равных
условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги, и вертикальная
справедливость — справедливое перераспределение платежей между богатыми и
бедными: первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые.
Принцип
определенности. Имеется в
виду, что нормативными правовыми актами до начала налогового периода должны
быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате
налогов и сборов.
Принцип
привилегированности (удобства) плательщиков. Подразумевается удобство уплаты налогов субъектами
налогообложения (примат в удобстве за ними, а не за налоговыми службами).
Принцип
экономичности. Система
налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые
исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по
взиманию налогов превышают 7% от величины налоговых поступлений.
Принцип
пропорциональности. Предполагается
установление лимита налогового бремени по отношению к валовому внутреннему
продукту.
Принцип подвижности
(эластичности). Подразумевается
способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных
дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии
возможностей государства и целей его социально-экономической
(бюджетно-налоговой) политики.
Принцип
однократности налогообложения Смысл принципа состоит в том, что один и тот же объект должен
облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период
налогообложения.
Принцип
стабильности. Имеется в
виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с
периодической изменчивостью, реформированием (в развитых странах нормальным
интервалом считается 3—5 лет).
Принцип
оптимальности. Данный
принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной
функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной
справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и
объекта налогообложения. Принцип
стоимостного выражения. Имеется
в виду денежный характер налогообложения, т. е. налоги должны уплачиваться
только в денежной форме, а не путем, например, взаимозачетов.
Принцип
единства. Единство
предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех
юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от
организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, права на
получение законных льгот, наличия прав нижестоящих органов власти по
установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.
На основе
статусного критерия классификации и согласно Налоговому Кодексу РФ налоги можно
рассматривать как обязательные и
безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет
соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании
федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов
Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии
с их компетентностью.
Федеральными признаются налоги и сборы,
устанавливаемые Налоговым Кодексом и
обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным относятся следующие налоги и сборы:налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы на отдельные виды и группы товаров;налог на прибыль (доход) предприятий и
организаций;налог на операции с ценными бумагами;налог на доходы физических лиц; единый налог на совокупный доход субъектов малого
предпринимательства; платежи за пользование природными ресурсами, в
том числе: платежи за пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой
базы; плата за пользование водными объектами; плата за нормативные и сверхнормативные выбросы
вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на
окружающую среду; плата за право пользования объектами животного
мира; плата за пользование водными биологическими
ресурсами;налог на покупку иностранных денежных знаков и
платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог на игорный бизнес;налог с владельцев транспортных средств;налог на отдельные виды транспортных средств; сбор за пограничное оформление; сбор за использование наименований «Россия»,
«Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; сборы за выдачу лицензии на производство и оборот
спирта этилового, спиртосодержащей и алкогольной продукции; гербовый сбор; таможенная пошлина;государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке
наследования и дарения.
Региональными признаются налоги и сборы,
устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие в
соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные
к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При
установлении регионального налога законодательными (представительными) органами
субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения:
налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога,
а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы
налогообложения устанавливаются
Кодексом. При установлении регионального налога законодательными
(представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также
предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком.
Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают: 1.
налог на
имущество предприятий;
2.
налог с продаж;
3.
единый налог на
вмененный доход для определенных видов деятельности.
Местными признаются налоги и сборы,
устанавливаемые Кодексом и нормативными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим
Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного
самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих
муниципальных образований.
Местные налоги и сборы охватывают:
·
налог на
имущество физических лиц;
·
земельный налог;
·
региональный сбор
за предпринимательскую деятельность;
·
налог на строительство
объектов производственного назначения в курортной зоне;
·
курортный сбор;
·
сбор за право
торговли (уплачивается путем приобретения разового талона или временного
патента);
·
целевые сборы на
содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и
другие цели;
·
налог на рекламу;
·
налог на
перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
·
лицензионный сбор за право проведения местных
аукционов и лотерей;
·
сбор за парковку
автотранспорта;
·
сбор за право
использования местной символики;
·
сбор за участие в
бегах на ипподроме;
·
сбор со сделок,
совершаемых на биржах;
·
сбор за право
проведения кино- и телесъемок;
·
сбор за уборку
территорий населенных пунктов (с юридических и физических лиц - владельцев строений);
·
сбор с владельцев
собак (кроме служебных);
·
лицензионный сбор
за право торговли винно-водочными изделиями;
·
сбор за выдачу
ордера на квартиру (с физических лиц);
·
сбор за выигрыш
на бегах;
·
сбор с физических
лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
·
сбор за открытие
игорного бизнеса.
Местные налоги п. 1 - устанавливаются российским
законодательством и взимаются на всей территории страны. Конкретные ставки этих
налогов определяются решениями органов местного самоуправления. Налоги п. 4 и 5
устанавливаются только на территории курортной зоны. Остальные налоги (п. 6—22)
могут вводиться повсеместно решениями органов местного самоуправления.
Несмотря на широкий перечень местных налогов, полный
их набор вряд ли может быть установлен на территории конкретного муниципального
образования, а если это и случится, то таковым, скорее всего, станет курортный
город с расположенным в нем действующим ипподромом.
Налоговый кодекс РФ предусматривает (после его
принятия в полном объеме) закрытый перечень налогов и сборов: 16 федеральных, 7
региональных и 5 местных.
Такая классификация налогов, как отмечалось ранее,
носит статусный характер. Одни федеральные налоги в качестве доходных
источников полностью закреплены за бюджетами нижестоящих уровней, другие - лишь
частично (по нормативам либо путем расщепления ставки).